АЗЕРТАДЖ продолжает серию статей о талантливых юных музыкантах Азербайджана, которые стали лауреатами международных конкурсов.
Наша очередная собеседница – Айлин Махмудова, ученица 10-го класса средней специальной музыкальной школы имени Бюльбюля, пианистка, участница и лауреат международных конкурсов. В 2022 году Айлин заняла первое место на конкурсе в Испании и третье – в Германии.
История Айлин интересна тем, что в музыку она пришла относительно недавно, но за такое непродолжительное время добилась потрясающих успехов. До того как перевестись в музыкальную школу имени Бюльбюля, Айлин училась в бакинском филиале Оксфордской школы и фортепиано было для нее только хобби.
«До перевода на учебу сюда я занималась музыкой три года. Если честно, особого интереса у меня не было, меня мама с трудом заставляла каждый день хотя бы полчаса поиграть, - рассказывает Айлин. - И вдруг я стала думать, а кем же я стану в будущем? Я села, подумала и поняла, что музыка для меня родная, и я хочу стать музыкантом. Мама была в ужасе! (Смеется.) «Ты в 8-м классе, куда?» Мы долго думали, но в конце концов решили, что переходим из Оксфорда в музыкальную школу. Я тогда была не очень опытным пианистом, эти три года я занималась в неделю всего два раза, а это очень мало. Но я много работала после того, как сюда поступила: по 4-5 часов в день и считаю, что я продвинулась. У меня что-то получается. Даже если не очень хорошо, но что-то получается».
Айлин попала в класс к заслуженному педагогу республики Гюльнаре Намазовой. Среди учеников этого уникального педагога такие известные музыканты, как Эмиль Афрасияб, Шаин Новрасли, Мухтар Абсейнов, Мурад Гусейнов, Низами Алиев и многие другие.
На просьбу объяснить, как получилось, что из ее класса вышло так много знаменитых музыкантов, Гюля ханым загадочно отвечает, что это «просто стечение обстоятельств» и что она «никогда не готовила звезд».
«Я готовила их к жизни в музыке. У меня задачи очень простые, – говорит педагог. - Я не люблю пиар, не люблю рекламу, моя задача – вырастить грамотного специалиста, который с легкостью поступит в консерваторию на бесплатное отделение и будет иметь в жизни кусок хлеба».
Гюля ханым также считает, что конкурсы – это не самое главное для ученика.
«Я не очень люблю конкурсы. Может, потому, что я очень пожилой человек, а молодым это интересно. Я больше люблю концерты: отыграли свои произведения – все! Дальше идем новое учить. Ученик растет, когда с ним больше проходишь. А кусочек бумажки – это не так уж и важно».
Однако ученица Гюли ханым показала хорошие результаты на международных конкурсах.
«К нам она пришла, оставив Оксфордскую школу. Насколько она любит музыку! Она учится у меня почти два года. За это время она в двух конкурсах участвовала и достойно выступила. В Испании она взяла второе место. А в Германии – третье, причем с произведением Баха. На родине Баха сыграть Баха и получить третье место – это большая честь!», - подчеркивает педагог.
Однако сама Айлин довольно строга к себе и считает, что могла бы сыграть еще лучше.
«Конкурс в Испании стал неожиданностью, - рассказывает пианистка. - Первый тур проходил онлайн, и после этого меня вдруг пригласили на второй тур в Испанию».
В Испании Айлин выступала с довольно сложным ми-бемоль-минорным полонезом Шопена. Девочка занималась по 6 часов в день, чтобы добиться хорошего результата. «Но все же я не совсем довольна, я могла выступить лучше. Если бы я технически занималась больше, то выступление получилось бы красочнее. Но это произведение взрослое, а мне на тот момент было всего 15 лет», - говорит Айлин.
Гюля ханым, в свою очередь, считает, что благодаря «взрослым» произведениям ученики развиваются.
«Они, преодолевая сложности, на этих сложностях растут. Какие-то технические приемы осваивают, которые они доселе не знали. И потом, если есть у ученика желание сыграть какое-то произведение, он расшибется в лепешку, как бы ни было сложно, но сыграет. А это очень хорошо!».
В Германию Айлин поехала, как уже упоминалось, с произведением Баха. Она исполняла прелюдию и фугу ре-минор из второго тома.
«Я играла Баха на экзамене в школе и потом подумала: может, я его и на конкурсе сыграю? Все-таки родина Баха. И я его там сыграла, но я не была довольна своей игрой, я вообще редко бываю довольна своей игрой, - говорит пианистка. - Мне хочется, чтобы все было идеально, чисто, ровно. Но мне лично свое исполнение не понравилось. Мне важнее мнение моего педагога, когда Гюля ханым мне говорит, что играла я «прилично», тогда я могу спокойно жить». (Смеется)
По мнению Гюли ханым, для музыканта важно быть таким перфекционистом, как Айлин.
«Совершенству нет предела! Потому что совершенство – это Всевышний, вот к нему и надо приближаться. Ведь чем отличаются профессионалы от самодеятельности? Ведь самодеятельность тоже может быть очень талантливой. Но! Профессионал – это совокупность и знаний, и таланта, и обучения, и внутреннего мира. Когда человек беден внутри, не начитан, когда он интеллектуально не развит, ничего не знает, не слушает – он ничего не может сказать. Скоро будет 50 лет, как я здесь работаю, но я себя иногда чувствую ученицей. Потому что я продолжаю учиться. Иногда я встаю в четыре утра, чтобы послушать музыку до работы, покопаться в редакциях, чтобы мне было, что ученикам сказать», - отмечает Гюльнара Намазова.
К беседе подключается Рена Везирова – замдиректора музыкальной школы имени Бюльбюля, заслуженный педагог республики.
«Помимо того, что дети занимаются по специальности, у нас есть еще предметы, которые они проходят в школе: у нас совмещается общеобразовательная и музыкальная системы. Так вот Айлин делает замечательные успехи по гармонии, музыкальной литературе – ее выделяют в классе среди других детей. Ведь без прохождения музлитературы на должном уровне они не будут хорошими пианистами, они должны все это в совокупности получить. И это та девочка, которая за два года добилась невероятного успеха!».
Несмотря на то, что к своим успехам Айлин относится очень самокритично, она говорит, что будет и дальше участвовать в конкурсах.
«Я бы хотела поехать в Австрию, - делится пианистка. - Я там была два раза, но мне бы хотелось там сыграть».
Вспоминая свои ощущения во время выступлений в Испании и Германии, Айлин признается, что очень волновалась.
«Я думала: вдруг я забуду текст, вдруг остановлюсь? Мне было очень страшно! Но я вышла на сцену, начала играть, и страх сам по себе прошел. Я просто вошла в музыку и забыла этот страх».
Рена Везирова считает, что здесь все дело в качестве подготовки. «Когда подготовка хорошая, то музыкант, откинув волнение, начинает играть. А если качества не будет, то он станет думать про ноты».
Но, по мнению Рены ханым, качество подготовки учеников школы имени Бюльбюля, необходимо не только для конкурсов и концертов, но и для другой важной задачи.
«Нам всем уже немало лет. Завтра здесь будут работать они – наши ученики. И они должны быть на том уровне, чтобы воспитывать новое поколение учеников», - говорит Рена ханым.
29.01.2024