Азербайджанская народная сказка. Лис и дровосек

Жил-был бедный мужик Гамид. Было у него шестеро детей, мал мала меньше. Ходил Гамид в лес, рубил дрова, продавал их на базаре, а на вырученные деньги кормился с ребятишками.

 

Однажды собрался Гамид в лес, встал пораньше, не поленился, водой ключевой умылся, взял хлеба горбушку, поцеловал детей кого в лоб, кого в макушку и отправился за дровами. Долго ли, коротко ли, шёл, шёл и забрёл в глухую лесную чащу. Вдруг видит, в лесу костёр горит, в костре сундучок лежит, а из сундучка кто-то кричит:

 

— Ай, помогите! Ай, из огня спасите!


Бедняк Гамид был добрый человек. Бросился он в огонь, сундучок из огня вытащил. А как только открыл сундучок, выполз из него змей, обвился вокруг шеи Гамида и зашипел:

 

- Ужалю! Ужалю! Укушу! Не пощажу!..

 

Взмолился дровосек:

 

— Братец змей! Будь справедлив, пожалей! Я тебя от верной смерти спас, доброе дело сделал сейчас. За добро добром не платишь — не плати, но хотя с миром меня отпусти. Меня не жалеешь, пожалей хоть детушек малых, сироту- шек бедных!..

 

— Напрасно просишь! — шипит змей. — Напрасно за добро добра хочешь! Разве не знаешь ты, что в нашем змеином роду за добро добром не платят? А если не знаешь, то знать пора, что за добро не делаем мы добра!

 

Бедный дровосек не знает, что ему делать, и говорит:

 

— Братец змей, будь что будет, но сначала спросим трёх первых встречных, пусть они нас рассудят. Если правда твоя и за добро не дождёшься добра, ты меня ужалишь, но, если прав я буду и за добро не платят худом, придётся тебе отступить, меня отпустить...

 

Согласился змей. Подобрал дровосек сундучок, да так, не выпуская его из рук, со змеем на шее пустился в путь. Долго ли, коротко ли шёл он, только встречает филина. Дровосек и говорит:

 

— Здравствуй, филин ушастый, здравствуй, филин глазастый, выслушай нас, погоди, кто прав из нас, рассуди!

 

Рассказал дровосек, как он змея от смерти спас и как змей его за это убить хотел. Выслушал филин его рассказ, заухал, заахал:

 

— Ух! Ах! Ах! Не хочу и слушать о добрых делах! А на ваш человеческий род давно уже зло берёт. Сами город строите, а меня из старых развалин гоните, не даёте спокойно пожить!.. Нет, за добро не надо добром платить! Мне тебя не жаль! Братец змей, поскорее его ужаль!

 


А дровосек и говорит змею:

 

— Постой, братец, постой! У нас уговор с тобой! Договорились спросить троих?.. Может, скажут правду двое других?

 

Снова дровосек по дорогам пошёл, подошвы чарыков1 стёр, бежал, не жалея ног, и встретился им на дороге волк.

 

— Волк-куманёк! Этот змей в огне погибал, я на помощь к нему прибежал, сам обжёгся, а его спас, а теперь он хочет меня ужалить. Как нам быть?

 

Волк так и завыл:

 

— У! У! Змей, уж конечно, прав, а я знаю ваш человеческий нрав. Ни овцы паршивой, ни тёлки плешивой не дадите украсть из стада... Поделом тебе, поделом! Захотел, чтоб ему платили добром за добро!

 

— Братец змей! — взмолился Гамид. — Может, третий не так рассудит, поищем третьего, поглядим, что будет!

 

Бежит дровосек по горам, точно летит ветерок, бежит дровосек по долам, точно с горы поток. Бежит дровосек то вверх, то вниз, и вдруг:

 

— Салам алейкум, дедушка лис! Вот и встречи мы дождались!

 

— Алейкум салам, дровосек-добряк, здравствуй и ты, коли так! Куда идёшь? Далеко ли братца змея на себе несёшь? Или дружба у вас такая, что водою не разольёшь?

 

Отвечает дровосек:

 

— Ах, дедушка лис! Ну какая у нас со змеем дружба! Рассудить нас с ним нужно. Этот змей в огне горел, я на помощь и подоспел. А вот и сундучок, в котором он был, и зачем я только его открыл...

 

Не успел дровосек договорить, лис рассердился и говорит:

 

— Не может этого быть! Что же это ты мне прямо в гла- за-то лжёшь? Никогда не поверю, что такой большой змей мог уместиться в таком маленьком сундучке. Не знаю, о чём с ним споришь, а только напраслину на змея возводишь.

 

Тут змей и говорит:

 

— Был я в том сундуке, сидел я в этом сундуке, только сундук был на замке, а дровосек сундук взял и открыл, хоть об этом я его не просил!

 

— И ты, змей, лгать горазд! В таком сундучке ты никак поместиться не мог! И ни при чём тут замок! Приведите свидетелей, я разрешу ваш спор, — говорит лис.

 


Рассердился змей:

 

— Каких ещё тебе свидетелей надо? Свидетель — вот он, сундук. Хочешь, влезу в него, сам увидишь, помещаюсь я в нём или нет!

 

Поставил дровосек сундучок на землю. Влез змей в сундучок, свернулся в клубок... Лис дровосеку глазком моргнул, а что делать, дровосек и сам смекнул и закрыл сундучок на крепкий замок.

 

— Вот, мужичок, — говорит лис, — со злом не шути! А добром за добро плати! Добро не лихо, бродит по свету тихо. Кто кому помогает, про это не всякий знает. Я тебе как мог помог. Помоги теперь и ты мне! Лисята мои по лесу гуляли, в капкан охотничий попали.

 

Пошёл дровосек вслед за лисом, нашёл капкан, выпустил лисят на волю, а те и рады! Глазками сверкают, лапками перебирают, хвостиками играют. Поглядел на них дровосек, вспомнил своих ребятишек и пошёл скорее домой. Хоть вернулся дровосек без дров, да зато и жив, и здоров. Пришёл, рассказал ребятишкам своим о том, как за добро платят добром!